Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

СМИ о нас

Лючия Сорокина про новую выставку в Доме Мастера

"Утро России Липецк" от 2 октября

ПУТЕШЕСТВИЕ В НАРОД

1

 

В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА,ПОСВЯЩЁННАЯ ДОЧЕРИ СЕМЁНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО.

Её по праву можно назвать одной из первых жен­щин-этнографов России. Да и кем ещё могла стать дочь великого учёного и исследователя Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского? Многие годы Ольга собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского (Чаплыгин- ского) уездов. Изучала обычаи и нравы жителей Ря­занщины, где находилось имение Семёновых. Писала книгу очерков о быте русского крестьянства «Жизнь Ивана». О жизни самой этой неординарной женщи­ны можно узнать на выставке «Цветок белозор» (6+). Именно так Ольгу называл отец за её детскую доброту и светлую душу.

Воспитание таланта

Ольга Петровна родилась в 1863 году. Она полу­чила качественное домашнее образование. Летом на прогулках Тян-Шанский рассказывал детям о каждой травинке и каждом жучке, что встречались им. Мно­го путешествовал с сыновьями и дочерью по стране и научил видеть, какая она, Россия, разная.

Большой любитель живописи, отец влюбил в ис­кусство и единственную дочь. Ольга училась в петер­буржской Школе Общества поощрения художеств. На выставке можно увидеть её акварели, которые предо­ставили правнуки Петра Петровича — Александр Вла­димирович и Наталия Владимировна — при участии Фонда наследия Семёнова-Тян-Шанского.

Ольга Петровна знала несколько языков, хорошо играла на фортепиано и пела. Могла стать учителем — это позволяли ей итоговые экзамены, которые она сдала после домашнего обучения. В общем, талантли­вая женщина, которая могла проявить себя в различ­ных сферах. Но её судьбу определила трагедия. Вне­запно умер её жених — художник, друг семьи, который давал уроки младшим Семёновым-Тян-Шанским. Вы­ходом из личного горя стала наука. Так началось её путешествие в народ. 

Коллекция для музея

Ольге Петровне было всего 23 года, когда её награ­дили серебряной медалью Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она помогала отцу готовить многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Провела ряд экспедиций для этнографического от­дела Русского музея, корреспондентом которого ра­ботала с 1902 года. В Раненбургском, Данковском и Скопинском уездах по поручению музея она собира­ла предметы народной одежды, головные уборы.

Именно Ольга Петровна обратила внимание на то, что в Данковском уезде проживают две группы насе­ления: однодворцы и потомки мордвы. «Почти все вещи, вышитые мордовским швом, добыты мною в сё­лах и деревнях, тогда как работы «строками» (сегодня эта вышивка известна как мураевенская) с преобладанием орнамента византийского характера извлечены мною из сундуков однодворок», — писала она в своём отчёте Русскому географическому обществу.

Ольга Петровна и сама собирала коллекции одеж­ды и предметов быта русского крестьянства. Большую часть, более 1 400 вещей, она подарила Русскому этно­графическому музею.

По следам Ольги Семёновой

Рассказ об этнографических изысканиях Ольги Петровны и представление о крестьянском традици­онном быте конца XIX — начала ХХ века на выстав­ке иллюстрируют предметы из собрания Липецкого
историко-культурного музея. Коллекция музея по­полняется до сих пор.

Так, этим летом липчанки Елена Зинина и Екате­рина Багринцева побывали в недельной экспедиции по тем деревням и сёлам, где более 100 лет назад со­бирала свои коллекции и Ольга Петровна. На откры­тии выставки Екатерина представила нарядный ко­стюм данковчанки конца XIX века, парочку: кофту со штофной юбкой.

Интерес к народному творчеству у Екатерины, как и у Ольги Семёновой, от отца. Екатерина рассказыва­ет, что у неё было очень правильное детство: она пасла и доила коров, сажала картошку. Глядя на отца, кото­рый собирал коллекции музыкальных инструментов, колокольчиков, охотничьих манков, заинтересовалась народным творчеством. Свою коллекцию костюмов де­вушка начала собирать ещё студенткой — она училась на этномузыколога (это специалист, который изучает куль­туру, начиная от предметов быта и заканчивая текстами, что позволяет лучше узнать и понять свой народ).

Вместе со своим мужем, тоже этномузыкологом, Екатерина представила песни, собранные во время поездки. Говорит, современные техни­ческие средства очень помогают этно­графам. Если Ольга Семёнова могла за­писать только тексты, то сейчас можно и записать их звучание, и проследить, как оно меняется в разных районах. Собранные материалы будут исполь­зованы в готовящейся к изданию кни­ге «По следам экспедиций Семёно- вой-Тян-Шанской».

— Это попытка сохранить культуру, которая с каждым годом всё больше ускользает сквозь пальцы, — говорит Евгений Багринцев. — Если у этноса нет ничего, что его может отличить от дру­гих, он постепенно растворится, поте­ряет привязку к своим корням и станет безликим — исчезнет. Если мы хотим сохранить себя и свой культурный код, мало знать свои традиции, нужно ещё их сохранять и развивать. А песенное творчество — одно из ярких проявле­ний нашей культуры.

Супруги Багринцевы не только соби­рают песни для архивов, они и активно знакомят с ними липчан. Каждый чет­верг в 19:00 в культурном пространстве «Библиотека» Екатерина и Евгений ждут любителей народной песни.

Жизнь Ивана

Кроме песен и костюмов Ольга Пе­тровна собирала традиции. Она была одним из первых бытописателей рус­ского крестьянства. Главным делом её жизни стали очерки о крестьянах Цен­тральной России. Из-за болезни и ран­ней смерти в 1906 году она не успела их закончить. Впервые они были опубли­кованы в 1914 году, но из-за разразив­шейся Первой мировой войны про них надолго забыли. Лишь сейчас, когда интерес к собственному народу вновь

стал приоритетным, книга будет пере­издана в издательстве «Ломоносовъ».

Как ни странно, то, что она женщи­на, даже помогало Ольге Петровне как этнографу. Она могла попасть туда, куда не пускали мужчин-учёных: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле. Очерки Ольги Петровны будут интересны и современ­ному читателю — жизнь русских кре­стьян представлена без прикрас.

Из книги «Жизнь Ивана»: «Раньше (в 1860-1870-х годах) выходили замуж лет в 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в дев­ках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торо­пились сбыть с рук. Малого (т. е. парня) же потому торопились женить, что та­ким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила. Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27. (...)

Если первый ребёнок девочка, отец относится к ней совершенно равнодуш­но. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из жен­щин прибавит: «Ничего, нянька будет», — и все на следующий же день забыва­ют о девочке. (.)

Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на рабо­ту. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится».

— В книге «Жизнь Ивана» Ольга Пе­тровна хотела проследить жизнь обыч­ного человека от рождения до смерти и записать все традиции и обряды, кото­рые с этим связаны, — рассказала дирек­тор музея-усадьбы Семёнова-Тян-Шан- ского Галина Нестерова. — Это и сейчас важно знать, ведь это наши корни, а буду­щее состоит из прошлого, из нашей исто­рии. Связь с предками даёт силу народу.

Текст: Наталья Горяйнова

Фото: Сергей Паршин

В Липецкой области выставили документы о помощи Льва Толстого крестьянам в голод 1891 года

5

На ней представлены около 50 экспонатов

ТАСС, 7 сентября. Выставка к 195-летию Льва Толстого открылась в Липецкой области в районном центре Лев Толстой, на ней впервые представлены около 50 экспонатов, в том числе документальные свидетельства - фотографии об открытии писателем в голод 1891 года более 80 столовых для помощи крестьянам. Об этом рассказала ТАСС младший сотрудник экскурсионного отдела Липецкого областного краеведческого музея Ольга Сушкова. Читать подробнее >>

Газета Первый номер: Липецкая птица-сирин

markinВ краеведческом музее открыли выставку памяти основателя Центра романовской игрушки Виктора Маркина.

В мае культурный мир нашего региона опечалила новость: 7 мая не стало народного мастера России Виктора Маркина. Он ушёл, не дожив чуть больше месяца до 74-летия. Именно в день его рождения — 14 июня — краеведческий музей совместно с Музейно-выставочным центром и Центром романовской игрушки открыли выставку «Памяти мастера» (6+), накануне Сороковин усопшего.

Дочь художника Лариса отметила, что такая выставка — лучший подарок для творца.

— Его не стало, правда, отчасти. Потому что его мир, его душа, тепло его рук живут в его работах, — сказала она.

На выставке представлено два десятка романовских игрушек. В коллекции художника более 80 сюжетов. Виктор Маркин перенял хитрости ремесла у потомственного гончара Ивана Гункина. Не дав старинному промыслу (найденные образцы игрушки датируются XVII веком) кануть в лету, передавая своё тепло игрушкам-свистулькам в виде традиционных птиц, собак, баранов, петухов или барышень и солдат. Мастер и развивал промысел, наполняя новыми сюжетами и смыслами. Так появилась, к примеру, его уникальная авторская композиция — «запряжка в один конь». А также образ птицы Сирин.

— В этих работах мастера мы имеем удовольствие видеть не застывшее творчество, а мастерство, с которым художник всё время что-то ищет и пробует. Этот интерес приводит творческий процесс в движение. Скажем, в подсвечнике «Сирин» есть какая-то «активность»: эта женская грудь, лапы. Это уже не традиционная романовская игрушка. Это мастер ищет себя на основе традиционного промысла, — пояснила директор объединённого музейно-выставочного центра Ольга Буева.

Она рассказала, что всегда восхищалась творческой активностью мастера, который находил время чтобы успеть всё: и творить самому, и заниматься с учениками, и ездить по фестивалям, и создавать живописные полотна. Кстати, на выставке есть несколько работ кисти Виктора Маркина — портрет жены, пейзажи, храм. И даже икона.

— Удалось собрать лишь несколько работ, потому что Виктор Васильевич невероятно щедрым мастером был, — вспоминает Ольга Буева. — Мог прийти с целой коробкой игрушек в подарок. Также и живописные полотна раздаривал друзьям и знакомым.

В открытии выставки приняли участие и лучшие ученицы Виктора Маркина — уже сами народные мастера Анастасия Короленко, Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Яна Харина. Их представила директор Центра развития культуры и туризма Людмила Горегляд, отметив, что теперь их умелым и талантливым женским рукам предстоит продолжать дело учителя на липецкой земле.

— Романовская игрушка — это наш уникальный жизнеутверждающий символ. Творчество, созерцание которого помогает преодолеть все жизненные невзгоды, — сделала акцент на ценности промысла для региона заместитель начальника Управления культуры и туризма Надежда Зарникова.

Уютная и простая, выставка разместилась в небольшом зале на первом этаже краеведческого музея, её можно посетить до 16 июля. Зал будто наполнен энергетикой самого мастера. Виктор Васильевич, по заверениям близких, не любил суеты. Всегда был спокойным и умиротворённым, преисполненным любви к своему ремеслу, которое продолжает жить спустя века. Благодаря Виктору Маркину.

Текст: Елена Мамцева
Фото автора и из архива Центра романовской игрушки