В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА,ПОСВЯЩЁННАЯ ДОЧЕРИ СЕМЁНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО.
Её по праву можно назвать одной из первых женщин-этнографов России. Да и кем ещё могла стать дочь великого учёного и исследователя Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского? Многие годы Ольга собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского (Чаплыгин- ского) уездов. Изучала обычаи и нравы жителей Рязанщины, где находилось имение Семёновых. Писала книгу очерков о быте русского крестьянства «Жизнь Ивана». О жизни самой этой неординарной женщины можно узнать на выставке «Цветок белозор» (6+). Именно так Ольгу называл отец за её детскую доброту и светлую душу.
Воспитание таланта
Ольга Петровна родилась в 1863 году. Она получила качественное домашнее образование. Летом на прогулках Тян-Шанский рассказывал детям о каждой травинке и каждом жучке, что встречались им. Много путешествовал с сыновьями и дочерью по стране и научил видеть, какая она, Россия, разная.
Большой любитель живописи, отец влюбил в искусство и единственную дочь. Ольга училась в петербуржской Школе Общества поощрения художеств. На выставке можно увидеть её акварели, которые предоставили правнуки Петра Петровича — Александр Владимирович и Наталия Владимировна — при участии Фонда наследия Семёнова-Тян-Шанского.
Ольга Петровна знала несколько языков, хорошо играла на фортепиано и пела. Могла стать учителем — это позволяли ей итоговые экзамены, которые она сдала после домашнего обучения. В общем, талантливая женщина, которая могла проявить себя в различных сферах. Но её судьбу определила трагедия. Внезапно умер её жених — художник, друг семьи, который давал уроки младшим Семёновым-Тян-Шанским. Выходом из личного горя стала наука. Так началось её путешествие в народ.
Коллекция для музея
Ольге Петровне было всего 23 года, когда её наградили серебряной медалью Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она помогала отцу готовить многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Провела ряд экспедиций для этнографического отдела Русского музея, корреспондентом которого работала с 1902 года. В Раненбургском, Данковском и Скопинском уездах по поручению музея она собирала предметы народной одежды, головные уборы.
Именно Ольга Петровна обратила внимание на то, что в Данковском уезде проживают две группы населения: однодворцы и потомки мордвы. «Почти все вещи, вышитые мордовским швом, добыты мною в сёлах и деревнях, тогда как работы «строками» (сегодня эта вышивка известна как мураевенская) с преобладанием орнамента византийского характера извлечены мною из сундуков однодворок», — писала она в своём отчёте Русскому географическому обществу.
Ольга Петровна и сама собирала коллекции одежды и предметов быта русского крестьянства. Большую часть, более 1 400 вещей, она подарила Русскому этнографическому музею.
По следам Ольги Семёновой
Рассказ об этнографических изысканиях Ольги Петровны и представление о крестьянском традиционном быте конца XIX — начала ХХ века на выставке иллюстрируют предметы из собрания Липецкого
историко-культурного музея. Коллекция музея пополняется до сих пор.
Так, этим летом липчанки Елена Зинина и Екатерина Багринцева побывали в недельной экспедиции по тем деревням и сёлам, где более 100 лет назад собирала свои коллекции и Ольга Петровна. На открытии выставки Екатерина представила нарядный костюм данковчанки конца XIX века, парочку: кофту со штофной юбкой.
Интерес к народному творчеству у Екатерины, как и у Ольги Семёновой, от отца. Екатерина рассказывает, что у неё было очень правильное детство: она пасла и доила коров, сажала картошку. Глядя на отца, который собирал коллекции музыкальных инструментов, колокольчиков, охотничьих манков, заинтересовалась народным творчеством. Свою коллекцию костюмов девушка начала собирать ещё студенткой — она училась на этномузыколога (это специалист, который изучает культуру, начиная от предметов быта и заканчивая текстами, что позволяет лучше узнать и понять свой народ).
Вместе со своим мужем, тоже этномузыкологом, Екатерина представила песни, собранные во время поездки. Говорит, современные технические средства очень помогают этнографам. Если Ольга Семёнова могла записать только тексты, то сейчас можно и записать их звучание, и проследить, как оно меняется в разных районах. Собранные материалы будут использованы в готовящейся к изданию книге «По следам экспедиций Семёно- вой-Тян-Шанской».
— Это попытка сохранить культуру, которая с каждым годом всё больше ускользает сквозь пальцы, — говорит Евгений Багринцев. — Если у этноса нет ничего, что его может отличить от других, он постепенно растворится, потеряет привязку к своим корням и станет безликим — исчезнет. Если мы хотим сохранить себя и свой культурный код, мало знать свои традиции, нужно ещё их сохранять и развивать. А песенное творчество — одно из ярких проявлений нашей культуры.
Супруги Багринцевы не только собирают песни для архивов, они и активно знакомят с ними липчан. Каждый четверг в 19:00 в культурном пространстве «Библиотека» Екатерина и Евгений ждут любителей народной песни.
Жизнь Ивана
Кроме песен и костюмов Ольга Петровна собирала традиции. Она была одним из первых бытописателей русского крестьянства. Главным делом её жизни стали очерки о крестьянах Центральной России. Из-за болезни и ранней смерти в 1906 году она не успела их закончить. Впервые они были опубликованы в 1914 году, но из-за разразившейся Первой мировой войны про них надолго забыли. Лишь сейчас, когда интерес к собственному народу вновь
стал приоритетным, книга будет переиздана в издательстве «Ломоносовъ».
Как ни странно, то, что она женщина, даже помогало Ольге Петровне как этнографу. Она могла попасть туда, куда не пускали мужчин-учёных: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле. Очерки Ольги Петровны будут интересны и современному читателю — жизнь русских крестьян представлена без прикрас.
Из книги «Жизнь Ивана»: «Раньше (в 1860-1870-х годах) выходили замуж лет в 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого (т. е. парня) же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила. Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27. (...)
Если первый ребёнок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: «Ничего, нянька будет», — и все на следующий же день забывают о девочке. (.)
Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится».
— В книге «Жизнь Ивана» Ольга Петровна хотела проследить жизнь обычного человека от рождения до смерти и записать все традиции и обряды, которые с этим связаны, — рассказала директор музея-усадьбы Семёнова-Тян-Шан- ского Галина Нестерова. — Это и сейчас важно знать, ведь это наши корни, а будущее состоит из прошлого, из нашей истории. Связь с предками даёт силу народу.